Для чего он необходим, когда его нужно менять

Что такое блок СКЗИ (НКМ) в составе тахографа?

Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) с модулем НКМ (навигационный криптографический модуль) – это отдельное устройство, которое устанавливается в цифровой тахограф и по сути является главным элементом обеспечения тахографического контроля. Блок содержит индентификационные сведения о тахографе и ТС, записывает в некорректируемом виде всю информацию о работе транспорта и хранит данные в защищённом архиве.

Внешне блок СКЗИ представляет собой небольшой пластмассовый короб, внутри которого умещаются: криптографическая микросхема для шифрования данных, хронограф, управляющий контроллер, приемник ГЛОНАСС, цифровые часы, блок постоянной памяти, акселерометр, автономный источник питания.

Обратитесь за консультацией

Подробнее о функциях блока

Основное назначение блока СКЗИ (НКМ) прописано в пунктах Приказа Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

  • аутентификацию;
  • регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее — защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
  • хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее — ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
  • преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
  • синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее — активизация тахографа).

Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:

  • наименование организации — изготовителя тахографа;
  • адрес организации — изготовителя тахографа;
  • номер платы бортового устройства;
  • серийный номер тахографа;
  • номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления тахографа;
  • дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;
  • наименование организации — изготовителя блока СКЗИ тахографа;
  • заводской номер блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации.
Насколько блок обязателен

По закону все цифровые тахографы, которыми оснащены российские грузовики и автобусы, должны быть укомплектованы блоком СКЗИ (НКМ). Отсутствие блока, езда с не активированным или неисправным блоком грозит серьёзными штрафами. Исключение составляет транспорт, осуществляющий международные рейсы с тахографами ЕСТР, в которых применяются иные способы шифрования хранения данных.

Активация и эксплуатация блока

Последовательная активация блока выглядит так:

  • Специалист активирует блок с помощью мастерской карты;
  • При активации специалист получает шифрованный ключ для активации СКЗИ;
  • Ключ переносится на карту мастера, и на заключительном этапе осуществляется активация СКЗИ.

Тахограф с блоком СКЗИ (НКМ) может использоваться исключительно на одном транспортном средстве, информация о котором была в него занесена при активации.

Не лишним будет сказать, что любое вмешательство в работу блока со стороны водителя или предприятия абсолютно неразумно. Такие действия ни к чему не приведут, кроме негативных последствий – они всё равно будут зафиксированы и обнаружены.

Причины замены блока
  • Как уже говорилось, блок подлежит обязательной замене после 3-х лет эксплуатации. И снова повторим: производить такие работы может только лицензированная мастерская. Самостоятельная замена блока является невозможной. Деактивированный блок в дальнейшем передаётся владельцу, который должен его хранить у себя в течение года и затем утилизировать с помощью представителей мастерской.
  • Так как блок СКЗИ (НКМ) приписан к конкретному ТС, то при смене собственника или перерегистрации транспорта это устройство неизбежно потребуется заменить. Изначально при активации блока информация о транспорте и собственнике вносится всего один раз. Поэтому любая корректировка основных сведений приведёт к установке нового блока.
  • Блок СКЗИ (НКМ), как и сам тахограф, может выйти из строя при причине ДТП. Само собой, существенная поломка вследствие аварии вызовет необходимость замены прибора.
Что требуется для замены блока

Стоимость самого блока начинается от 17 900 рублей. Дополнительно нужно будет учесть расходы на такие услуги, как:

  • Демонтаж тахографа
  • Демонтаж блока НКМ
  • Деактивация блока НКМ
  • Монтаж нового блока НКМ
  • Монтаж тахографа на место
  • Активация блока НКМ
  • Настройка тахографа

Для экономии средств и получения надёжного результата стоит рассматривать предложения мастерских, готовых предложить новый блок в пакете со всеми сопутствующими услугами.